Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
„Мончегорский политехнический колледж”.
Учебный 2009/2010 год.

Адрес: 184500, г.Мончегорск Мурманской области, пр. Металлургов, 1.
Телефоны: (815-36) 7-36-05-директор, факс: (815-36) 7-36-05, 7-35-11-приёмная комиссия


Сайт группы ПГС-07
Мончегорского политехнического колледжа

СТУДЕНЧЕСКИЕ ПРИКОЛЫ
<<< НА ГЛАВНУЮ | ВЕСЬ ЮМОР >>>

Добавлено: 25.06.09 11:10

ТРАКТАТ О ХАЛЯВЕ

Симпатическая магия в действии

Бывают дни, когда жизнь приобретает ускоренный до мучения ритм, а время тянется со скоростью черепахи, когда все вокруг зовет тебя к новым радостям, но ты не имеешь права наслаждаться вместе с остальным миром. И если тебе сейчас 18 или 21, эти дни слишком часто приходятся на середину зимы или начало лета.
Что поделать, наше молодое племя живет весело только «от сессии до сессии» – так гласит великая мудрость древних, а древние знали, что говорить. Накануне экзаменов меняется наше отношение к жизни, и мы начинаем замечать за собой очень странные вещи...

От сессии до сессии

Ровно в полночь за окнами студенческих общежитий и других мест, где обитают учащиеся, начинается непонятное движение. Будущие академики и дипломированные специалисты в священном трепете выходят на балкон или высовываются из форточек. Дрожащими руками открывают зачетные книжки и призывают загадочное существо по имени Халява снизойти на страничку, где завтра ручка преподавателя зафиксирует итог испытания.
Есть множество вариантов, однако неизменной остается суть ритуала. Прокричав три или более раз заветные слова «Халява, ловись!», зачетку захлопывают, перевязывают красной ниткой и не открывают до самой подачи на стол преподавателю. Тем, кто не уверен в послушности Халявы, студенческая традиция советует класть зачетку в морозилку, дабы это несчастное замерзшее «существо» не имело сил улетучиться прежде времени. Наиболее отчаянные студенты занимаются ловлей Халявы в самой аудитории, хватая воздух руками на глазах у ошарашенных одногруппников. Говорят, что, совершив все это, даже самый ленивый сдаст экзамен хотя бы на «три»...
И призывают Халяву не какие-нибудь оккультисты или адепты «Аум Сенрикё», а будущие физики, химики, экономисты – те, кого старые преподаватели воспитывают в духе «диалектического материализма», а новое общество зовет в мир «индивидуализма» и «равных возможностей». Раз и навсегда сказано нам, что для успешной сдачи экзамена нужно понимание предмета и усидчивость, что надеяться можно только на свои знания... и все-таки, приближаясь к заветным дням, не верим мы ни в свои знания, ни в успешный исход испытания. И дело здесь не в лентяйстве, ведь паническое состояние в пору сессии охватывает и стопроцентных отличников. Хочется найти опору, избежать напасти.

Симпатическая магия

Как бы забавно ни выглядели «халявные» ухищрения, они гораздо старше тех, кто их практикует. Наши далекие предки были вооружены целым арсеналом обрядов на все случаи жизни.
Согласно магическим представлениям, весь мир и существа, его населяющие, подчинены определенным законам и силам, обладая которыми маг может достигать успехов в любом деле. Все предметы связаны между собой невидимыми связями, и, воздействуя на один, можно оказывать влияние на другой. Современная наука выделяет три основных симпатических (от греческого sympathes – чувствительный, восприимчивый влиянию) закона магии.
По закону контактности, на объект можно воздействовать через его составные части или предметы, входившие с ним в контакт.
Следуя этому закону, древние маги, желая околдовать человека, старались заполучить прядь его волос, остатки его пищи или хотя бы пучок соломы с крыши его дома.
Закон сходства, согласно которому на объект можно воздействовать через его изображение или символ, хорошо известен по охотничьим обрядам со стрельбой по нарисованным оленям.
По закону противоположности, вылечить рану лучше всего с помощью того оружия, которым она была нанесена. В нашей стране воины уже давно не заговаривают стрелы, чтобы отправиться на войну с соседней деревней. Охота стала уделом любителей, а магия – пристанищем оригиналов. Однако сессионные ритуалы студенчества в полной мере объясняются магическими законами.

В классическом случае с поимкой Халявы зачетная книжка является одновременно и частью экзаменационного процесса, и его самым выразительным символом, и ранящим оружием, если сессион-ные пути доведут до «неуда» или отчисления. Естественно, что именно сей документ служит основным объектом студенческих манипуляций. Впрочем, магическая интуиция наших собратьев не останавливается на этом.
Чтобы, не напрягаясь, вобрать в себя все глубины человеческой мудрости, можно перед экзаменом положить под подушку книгу или конспект. Наконец, по имеющимся у нас данным, студенты некоторых вузов ловят знания, изреченные преподавателем во время консультации, при помощи обычных полиэтиленовых пакетов.
Магический закон противоположности в полной мере проявляется в обычае ругать экзаменующегося товарища. В данном случае в роли заклинания выступают такие слова, как: «дурак», «тупица», «тормоз», что, по глубокому убеждению студентов, должно придать экзаменующимся ум, остроту внимания и быстроту мысли.

Целую категорию студенческих обрядов составляют всевозможные табу. Студенту в пору сессии нельзя мыться, стричь волосы и ногти, бриться, ибо вместе с частицами грязи и роговыми покровами могут улетучиться знания. Напрасно некоторые материалистически настроенные авторы считают, что такое поведение имеет сугубо материальную цель: мол, преподаватель, не желая продолжать общение с плохо пахнущим студентом, не задаст лишних вопросов.
По нашему убеждению, о таких приземленных вещах не могут думать столь мужественные студенты. Характерная черта всех магических практик состоит в непреодолимом желании выделить время ритуала из всех прочих дней, а что послужит этому лучше, чем непередаваемое чувство дискомфорта?!
Выразительный пример симпатической магии можно увидеть в действиях студентов, которые, сдав однажды экзамен на «отл», продолжают ходить на остальные испытания в той же одежде, с той же ручкой. По всей видимости, они ожидают, что даже столь заурядные предметы могут принести удачу, если уж однажды они соприкоснулись с Халявой. Впрочем, о Халяве, как она есть, следует говорить особо.

Это сладкое слово ХАЛЯВА!

Сдать экзамен «на халяву» – значит беспрепятственно пройти через сложное и неприятное испытание. В этом случае тебе может выпасть единственный выученный билет, преподаватель может оказаться неожиданно благосклонным. Высшим проявлением Халявы может оказаться непредвиденный «автомат», разом избавляющий тебя от всех переживаний.
Продолжая сравнение студенческих деяний с обычаями древних, заметим, что понятие магической силы присутствует во всех оккультных практиках древности и современности. Именно такой силой была Оренда у североамериканских индейцев и Мана у жителей Соломоновых островов. Но, как и все другие оккультные силы, Халява подчас ведет себя строптиво и может улететь в самый нужный момент. Опасаясь ее своевольства, многие студенты продолжают следовать тропой австралийских аборигенов и средневековых колдунов. С одной стороны, они пытаются изолировать пойманную силу, плотно захлопывая зачетку, связывая и замораживая ее, с другой стороны, пытаются прикормить ее, разбрасывая конфеты по дороге на экзамен.
При том, что слово «халява» у всех на слуху, а ее воздействие испытали многие студенты, по-прежнему остается неясной природа Халявы. Не обнаружено ни одного мифа о ее происхождении. Впрочем, там, где встает в тупик история религии, может сказать свое слово языкознание.
Этимология слова «халява» вызывает множество споров, а его подлинное происхождение теряется в тени веков. По наиболее распространенной версии происходит оно от еврейского «халев» – «молоко». В еврейских общинах издревле существовал обычай по пятницам раздавать молоко бедным, а поскольку именно «Одесса-мама» считается колыбелью всемирно известной «русской мафии», «халява» вместе со «шмоном», «шухером» и «ксивой» перекочевала из еврейского в язык криминального мира России. В свою очередь, благодаря товарищу Сталину, при котором за колючей проволокой побывал едва ли не каждый пятый, воровское слово достигло отечественных храмов науки.
Интересно, что в XIX веке в России «халявой» называли не только милую сердцу дармовщинку. Владимир Даль в своем «Толковом словаре» сообщает самые неожиданные значения любимого студенческого слова. Оказывается, на юге и западе России халявой называли сапожное голенище. Стекловары именовали так раздутое в пузырь стекло. Эту халяву распарывали ножницами и пластали, а рабочие, осуществлявшие этот процесс, звались халявными мастерами. В Вятской губернии синонимами халявы были: рот, пасть, зев, хайло. На Псковщине «халявый» значило: вялый, хилый, безжизненный. Даль выделяет еще и бранные значения этого слова, как то: неряха, растрепа, неопрятный; вялый, сонный, ленивый, дрянной. «Захалявить» – значит загрязнить, загадить, замарать...

Что поделать, слова очень часто могут менять свое значение.


<<< НА ГЛАВНУЮ | ВЕСЬ ЮМОР >>>